О КОЛЛАЖАХ

STRabismus
Nef



            
 
   Писатели, которые занимаются искусством - 
от Виктора Хьюго до Хенри Миллера и Элизабет
Бишоп - неизмено думают об этом как о люби-
тельской попытке, нечто вроде забавы на под-
ветренной стороне их настоящей работы. Но не
в случае с Еленой Фаттаковой. Тонкое и цель-
ное восприятие присутствует во всём объёме в
её стихах и коллажах.  
   Все великие коллажисты были новаторами - 
художниками, которые одновременно обозначали
природу коллажа и утверждали её своим собст-
венным неизменным стилем. Как результат, нет
других форм, заброшенных так быстро.  Между 
пиками Пикассо, Швиттерса, Корнеля, Мадер-
велла и Рашенберга нет почти ничего, - пус-
тота порожнего ветра.
   Фаттакова работает в обычном лексиконе 
коллажа, но с одним важным условием:  она не
создаёт предметы.  Цель состоит не в достиже-
нии "художественного" соотношения форм, фактур
и оттенков, а в раскрытии процесса постижения
связей.  В акте их нахождения строится внеш-
ний вид.  Непредсказуемые симметрии, цвет и 
форма, метафора и образ вырастают из матери-
алов со стремительной силой.  Фотография боль-
шой металлической скульптуры аиста (птицы), 
будучи поднятой индустриальным краном, создаёт
привлекательный визуальный ритм; при добавле-
нии обрывка нотной бумаги, сложенной в бумаж-
ный самолёт, энергия ассоциации с поспешным 
намёком на аистов из оригами выражается в 
действии, которое усиливает композицию.  
Можно почти слышать шелест складываемой бумаги.
   Коллаж - детрит характеров событий - рожда-
ется за пределами логики.  Иррациональное со-
прикосновение несопоставимых сущностей лежит
в основе восприятия.  В отличии от нейтраль-
ности красок, она проявляет негативное.  Дис-
ассоциация между элементами - необходимое усло-
вие магии их единства.  Фаттакова легка в этом
танце тени на краю подсознательного, где встре-
чаются творчество и поэта, и художника.
Уильям Бентон, Нью-Йорк
* Нажмите на интересующий вас пункт "меню" чтобы ознакомится с ее работами.



О КОЛЛАЖАХ

STRabismus
Nef